Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом образовательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
♦ печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и др.);
аудиовизуальные средства обучения (презентации, видеофильмы образовательные фильмы на цифровых носителях);
♦ наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы, ветряной рукав, флюгер, барометр, микроскопы, и т.д.).
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности подбираются в соответствии с ФГОС дошкольного образования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельность, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Созданы тематические уголки и центры для организации игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной других видов деятельности детей.
- Оборудование для проведения музыкальных занятий:
- фортепьяно, аккордеон, музыкальный центр, колонка переносная, проектор, экран.
- детские и взрослые стулья, стеллажи для пособий и оборудования.
- Диски с классическими и современными музыкальными произведениями, детскими песнями, вальсами, этюдами, русскими народными песнями.
- детские музыкальные инструменты: металлофон большой, металлофоны малые (5), ксилофон (2), бубны (13), маракасы, деревянные палочки (32), трещотки (2), гусли (3), гармонь, колокольчики металлические (21), колокольчики звуковысотные (6), бубенчики (13), ложки деревянные (50), погремушки (20), кубики (20), музыкальный молоток, тарелки ударные, гитара.
- звучащие игрушки: апельсин, ягодка и др.
- игрушки для проведения занятий с детьми: медведи, кошки, собачки, лиса, Хрюша, Степашка, Микки Маус, волчонок, зайцы, лев, тигр, обезьянки, жираф, петушок, утята, слоны, олененок, ежик, мышка, барашек, Тролль, кот Леопольд.; куклы (5), Карлсон, Петрушка (би-ба-бо), собака большая.
- Демонстрационный материал: портреты композиторов, иллюстрации «Времена года» и др.
- Музыкально-дидактические игры: «Спой песню вместе с тучкой», »Солнышко и дождик», «Поющие тропинки», «Чей голосок», «Птицы и птенчики», «Игра с нитками», «Веселые звери», «Паровозик», «Бубенчики», «Угадай песенку»; звуковая лесенка «Качели».
- Оборудование для театрализованной деятельности:
- Костюмы взрослые: Дед Мороз, Снегурочка, Осень, Весна, Зима, Золушка, Баба Яга, Снеговик, Клоун, Лягушка, Медведь, Царь, Плащ Кощея, русские сарафаны.
- Костюмы детские: Лиса, Зайцы, Собака, Медведь, Пингвины, Птицы (разные), свинки, утки (2шт), русские сарафаны, военная форма для мальчиков (6шт), косоворотки и др.
- Детали костюмов: маски животных, венки, короны, кокошники, пилотки, платочки, бескозырки, ободки с изображением птиц, овощей, грибов, парики, шапочки (репка, божья коровка, белка, кошка, еж, волк), крылья бабочек, птиц, лапти, калоши, колпак Петрушки, шляпки, шляпки мухоморов (10), накидки цветные.
- Атрибуты для игр и декораций: цветные платочки, цветы искусственные, листья из картона, корзины большие и малые, грибочки деревянные, туесок, шарфики шифоновые, коробочки подарочные, клинки богатырей (11), елки новогодние - 4 (большие, средние, маленькие), голова лошади, балалайки из фанеры (5), морковки тряпичные (15), метелки снеговиков (12), ведра для снеговиков (12), снежный ком (1), снежки (20), дождик блестящий на палочке (40), дождик цветной на палочке (10), мячики для сухого бассейна цветные(50)
- Ширмы (большая и малая), домики плоскостные (2), сундук деревянный(2шт)
1.Зона дыхания: содержит материалы для игр и упражнений на развитие речевого дыхания.
2. Артикуляционная зона (зона индивидуальной работы): большое зеркало, маленькие зеркала, фотоальбомы с артикуляционной гимнастикой, инструментарий для постановки звуков и др.
3. Зона фонального восприятия (интонационная): игрушки, музыкальные инструменты, картинки с эмоциями др.
4. Зона тембрального восприятия (фонематический слух) — звучащие слова в картинках и предметах, звуки — человечки гласные и согласные, схемы характеристики звуков, картинки — паронимы и др.
5. Зона обучения грамоте — схемы для разбора слов, предложений, фишки, кассы букв и слогов, магнитная доска, азбука и т.д.
6. Зона грамматики – игры и картинки для развития грамматического строя речи.
7. Зона фразовой речи — разные вида театров, маски и др.игры и пособия
8. Зона общей моторики – игры на развитие общей и мелкой моторики, пособия по пальчиковому и лицевому массажу, видеоматериалы по артикуляционной гимнастике и др.
9. Мотивационная зона — символы для оценки и самооценки, предметы для поощрения.
10.Методическая зона — планы, конспекты, библиотека методической литературы и др.
Оборудование кабинета
I. Оборудование рабочего места логопеда: Ноутбук Принтер Магнитофон Ламинатор II. Оборудование. Магнитная доска-мольберт (1 шт.) Письменный стол (1 шт.) Столы детские (3 шт.) Стулья детские (6 шт.) Стулья взрослые (2 шт.) Зеркало настенное (1 шт.) Зеркала на подставке (18 шт.) Шкафы (4 шт.) Этажерка (2 шт.)
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В учреждении есть дополнительные помещения для образовательной деятельности:
- физкультурный зал
- малый физкультурный зал
- музыкальный зал
- кабинет учителя-логопеда
- кабинет педагога-психолога
- 2 учебных кабинета
Для успешной деятельности практического психолога в образовании важно грамотно организовать его рабочее пространство и обеспечить необходимым инструментарием.
Кабинет педагога – психолога располагается на втором этаже детского сада, в левом крыле здания. Площадь кабинета – 12 м2. Цвет стен и мебели спокойных тонов, которые не вызывают дополнительного возбуждения и раздражения. Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света и соответствует нормам СанПина. Площадь помещения освещена равномерно.
С учетом основных направлений деятельности педагога – психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
- Рабочая зона – необходима для организационно-планирующей деятельности педагога-психолога.
- Зона индивидуальных и подгрупповых занятий – предполагает непосредственное взаимодействие психолога с детьми.
- Консультативная зона – пространство для взаимодействия с родителями, воспитателями, педагогами.
- Зона релаксации – предполагает эмоциональную разгрузку.
Наличие оборудованных библиотек
Сведения о библиотеке
Библиотеки в дошкольном образовательном учреждении нет
Наличие оборудованных объектов спорта
В дошкольном образовательном учреждении имеются 2 спортивных зала, центры двигательной активности и физкультуры в группах, которые оборудованны всем необходимым инвентарём, соответствующим правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики.
Оборудование спортивных залов составляет:
- гимнастическая стенка с двумя пролетами;
- гимнастические скамейки;
- мишени разных типов;
- дуги для подлезания;
- пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, шнуры, помпоны и др.);
– наборы физкультурных пособий, состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров;
– дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.);
– игровые детали-атрибуты (рули, нагрудные знаки);
- сетка для игры в пионербол.
На территории дошкольного учреждения есть спортивный участок.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания -объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога, обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания, развития, включены в развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации. Развивающая предметно-пространственная среда групп организована в виде центров и уголков, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием воспитательно-образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Средства обучения и воспитания:
Физическое развитие
- Обручи пластмассовые
- Палка деревянная гимнастическая
- Палки пластмассовые гимнастические
- Мячи разного диаметра
- Набор кеглей
- Дуги для подлезания
- Коврики массажные
- Корригирующая дорожка
- Скамейки для ходьбы
- Щиты для бросания
- Кольцебросы
- Мешочки для равновесия
- Скакалки детские
- Шнуры
- Канат для перетягивания
- Флажки разноцветные
- Ленты
- Лесенка-стремянка
- Маты
- Карточки о спортсменах и видах спорта
Познавательное развитие
- Наборы тематических предметных карточек
- Серии демонстрационных сюжетных тематических картин
- Домино с цветными изображениями
- Шнуровки различного уровня сложности
- Игрушки-персонажи
- Наборы плоскостных геометрических фигур
- Мозаики с плоскостными элементами различных геометрических форм
- Дидактические игры
- Муляжи фруктов и овощей
- Вкладыши
- Пирамидки различной величины
- Лепбуки и другое.
Речевое развитие
- Стимульный материал
- Наборы предметных карточек по темам
- Наборы сюжетных карточек по темам
- Предметные игрушки-персонажи
- Комплекты детских книг по темам
- Иллюстрации к детской художественной литературе
- Тренажеры для выработки направленной воздушной струи и другое.
Художественно-эстетическое развитие
- Магнитные-меловые доски в каждой группе
- Мольберты в каждой группе
- Изделия народных промыслов
- Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования
- Бумага для рисования
- Стаканчики
- Трафареты
- Кисточки
- Карандаши простые, цветные
- Мелки восковые
- Бумага цветная
- Картон цветной, белый
- Пластилин
- Глина
- Доски для работы с пластилином
- Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями
- Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки)
- Металлофоны
- Костюмы для театрализованной деятельности
- Шапочки для театрализованной деятельности
- Ширмы для кукольного театра настольные (в каждой группе)
- Ширма для кукольного театра напольная
- Игрушки-персонажи
- Флажки разноцветные
- Куклы
- Мишура
- Напольный конструктор деревянный
- Наборы настольного конструктора
Социально-коммуникативное развитие
- Игры на развитие эмоций
- Дидактические игры и сюжетно-ролевые игры по профессиям, безопасности
- Макеты
- Мини-музеи
- Лепбуки
- Оборудование для уголков психологической разгрузки
Технические средства обучения
Экранно-звуковая аппаратура:
- Пианино
- Музыкальный центр
- Телевизор
- CD-плееры в каждой группе
Вспомогательные технические средства:
- Видеопроекторы
- Экраны
- Интерактивная доска
- Ноутбуки, компьютеры Носители информации:
- Тематические презентации
- Цифровые музыкальные аудиозаписи
- Фонотека, видеотека
- Игровые познавательные диски
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
✔ Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям предназначен только для педагогов и администрации ДОУ.
✔ Доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной общеобразовательной программой ДОУ.
✔ Информационная база МАДОУ «Детский сад № 93» оснащена электронной почтой; выходом в Интернет; разработан и действует официальный сайт учреждения, официальная группа детского сада в социальной сети «ВКонтакте».
✔ ДОО работает в программах: «Электронный детский сад», «Электронное дополнительное образование», "ЕЦИС". Образовательная организация размещает информацию через сайты bus.gov.ru, zakupki.gov.ru.
✔ В ДОО имеется выход в Интернет (провайдер Prostor-telecom), установлена контентная фильтрация.
✔ Для педагогов и административного управления имеется 3 ноутбука, 5 персональных компьютера, 3 из которых имеют выход в Интернет.
✔ В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется.
✔ Активно используется электронная почта для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.
✔ Для проведения методических мероприятий, педагогических советов, оперативных совещаний в период ограничительных мероприятий педагогами дошкольного учреждения используется сервис Zoom.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МАДОУ "Детский сад № 93", на котором существует версия для слабовидящих.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
☑ Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в т.ч.:
- собсвенных электронных образовательных и информационных ресурсов
- сторонних электронных образовательных и информационных ресурсов
в МАДОУ "Детский сад № 93" не имеется.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МАДОУ "Детский сад № 93", на котором существует версия для слабовидящих.
☑ Электронные образовательные и информационные ресурсы, которыми могут пользоваться родители (законные представители) и педагоги в свободное время представлены по ссылкам
Информационно-образовательные ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования Вологодской области
Официальный сайт общественной палаты Вологодской области
БОУ Вологодской области "Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения"
Образовательные порталы:
Федеральный портал "Российское образование" Уровень образования Дошкольное
Образовательный портал Учёба, ucheba.com
Законодательство в сфере образования:
Федеральное государственное учреждение. Федеральный центр образовательного законодательства.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Официальная группа МАДОУ "Детский сад № 93" в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/clusne?from=groups
Электронные образовательные ресурсы:
Официальный сайт Департамента образования Вологодской области
Официальный сайт АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»
Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Вологодской обл.
Службы по правам ребенка Правительства обл.
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
Официальный сайт Общественной палаты Вологодской области
Официальный сайт Комитета социальной защиты г. Череповца
Официальный сайт БОУ Вологодской области "Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/catalog/
Федеральный центр - http://fcior.edu.ru/
Дошкольник: информация для всей семьи - http://doshkolnik.ru/
Дошкольники: полезная информация для детей и родителей - http://www.doshkolniki.com/
Мир дошкольников: образовательный сайт о детях для родителей и воспитателей детского сада - http://mirdoshkolnikov.ru/
Энциклопедии для дошкольников - http://lohmatik.ru/
Детсад: сайт для детей и взрослых - http://detsad-kitty.ru/
Главный общественный лекторий обучения, развития и трудоустройства детей субъектов РФ http://career-inform.ru/
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Описание
В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируетсяО специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ частично создана безбарьерная среда для воспитанников с ОВЗ, обеспечена доступность прилегающей территории:
- табличка с рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.;
- предупредительный двухсторонний знак «Желтый круг», который используется для обозначения стеклянных полотен входных дверей.
-
желтая лента на ступенях лестниц;
-
обеспечен доступ в здание для лиц с инвалидностью (отсутствие ступенчатого входа)
-
Организация не располагает общежитием, интернатом для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Официальная группа МАДОУ "Детский сад № 93" в социальной сети ВКонтакте
https://vk.com/clusne?from=groups
Электронные образовательные ресурсы:
Официальный сайт Департамента образования Вологодской области
Официальный сайт АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»
Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Вологодской обл.
Службы по правам ребенка Правительства обл.
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
Официальный сайт Общественной палаты Вологодской области
Официальный сайт Комитета социальной защиты г. Череповца
Официальный сайт БОУ Вологодской области "Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/catalog/
Федеральный центр - http://fcior.edu.ru/
Дошкольник: информация для всей семьи - http://doshkolnik.ru/
Дошкольники: полезная информация для детей и родителей - http://www.doshkolniki.com/
Мир дошкольников: образовательный сайт о детях для родителей и воспитателей детского сада - http://mirdoshkolnikov.ru/
Энциклопедии для дошкольников - http://lohmatik.ru/
Детсад: сайт для детей и взрослых - http://detsad-kitty.ru/
Главный общественный лекторий обучения, развития и трудоустройства детей субъектов РФ http://career-inform.ru/
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям предназначен для педагогов и администрации ДОУ. Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям не приспособлен для воспитанников, инвалидов и лиц с ОВЗ.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МАДОУ "Детский сад № 93", на котором существует версия для слабовидящих.